399.22 Kb.НазваниеИнтерактивное обучение как средство формировАния иноязычной коммуникативной компетентности будущих юристовстраница2/3Цыренжапова Сэсэгма ДамбиевнаДата конвертации03.09.2012Размер399.22 Kb.Тип Специальность Год На соискание ученой степени 2 Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы цель, объект, предмет, гипотеза, основные задачи и методы исследования, кратко изложены основные положения, выносимые на защиту, показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. В первой главе «Теоретические основы формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих юристов в процессе интерактивного обучения» рассмотрены исторические, философские, психологические, педагогические подходы к проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих юристов; раскрыты ее сущность, содержание и структура; определены критерии, показатели и уровни сформированности иноязычной коммуникативной компетентности; изложены теоретические предпосылки моделирования процесса ее формирования. Генезис становления компетентностного подхода в педагогической науке и практике свидетельствует о неоднозначном его понимании. Исторически этот подход был опробован в 60-х годах прошлого столетия (Д. Хаймс, Дж. Равен, и др.). Среди отечественных исследователей наибольший вклад в разработку данного подхода внесен И.А. Зимней, А.В. Хуторским, Н.В. Кузьминой, Л.А. Петровской, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. В современной педагогической науке дается широкое толкование понятий «компетенция» и «компетентность», что затрудняет ее измерение и оценку качества образования. Обобщение существующих представлений об этих понятиях позволяет нам сформулировать их определения. Компетенция трактуется как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, обеспечивающих возможность продуктивно действовать. Под компетентностью понимается освоение личностью соответствующих компетенций, характеризующих личностные отношения к ней и предмету деятельности. Поэтому предприняты попытки разграничения компетенций по сферам деятельности с выделением ключевых компетенций и объемов входящих в них компонентов. В связи с этим были разработаны подходы к классификации компетенций, выделения ключевых компетенций. Ключевые компетенции - это компетенции, позволяющие человеку быть успешным в любой сфере жизнедеятельности, в том числе профессиональной. Среди ключевых компетенций исследователями в качестве одной из приоритетных выделяется коммуникативная, которая характеризует способность человека к продуктивному взаимодействию в разных видах деятельности. Существуют разные подходы к пониманию сущности понятия «коммуникативная компетентность» в отечественных исследованиях (Л.А. Петровская, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, М.Н. Вятютнев, И.А. Зимняя, А.Р. Арутюнов, Д.И. Изаренков и др.). В профессиональной деятельности компетентность понимается как некое соответствие реального и необходимого в личности специалиста, на степень присвоения личностью содержания компетенций. В этом смысле профессиональную компетентность можно определить как овладение специалистом всеми профессиональными компетенциями (А.В. Хуторской). В нашем исследовании мы придерживаемся этой позиции и рассматриваем коммуникативную компетентность как важную составляющую профессиональной компетентности. В исследованиях, посвященных данной проблеме, наиболее обобщенным является следующее понимание коммуникативной компетентности - как способности ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения, осознавать, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях профессионального взаимодействия адекватными средствами, то есть использовать систему внутренних ресурсов, необходимых для осуществления эффективной коммуникативной деятельности. Вышеприведенную трактовку этого ключевого для нашего исследования понятия мы считаем исходным для дальнейшего исследования. В результате анализа исследований зарубежных ученых нами отмечена неоднозначность понимания данного понятия, при этом очевидно выделение двух аспектов, определяющих его особенность: коммуникативная компетентность рассматривается в качестве ключевого понятия для описания общения; коммуникативная компетентность предполагает наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, умением организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. В педагогике термин общение используют в узком и широком смыслах. В первом случае общение осуществляется в устных формах с помощью говорения, при этом слушание выполняет вспомогательную роль условия общения, в широком смысле под общением понимается специфический вид деятельности, содержанием которой является обмен информацией между членами одного языкового сообщества для достижения взаимопонимания и взаимодействия. Поэтому мы рассматривали общение как процесс коммуникации, и в этом случае коммуникативная компетентность специалиста будет означать не что иное, как его компетентность в общении. Соответственно, коммуникативная компетентность рассматривается нами как способность индивида, обладающего определенными знаниями, умениями и навыками, соотносить соответствующие языковые средства с нормами речевого поведения, которое ему необходимо в данной коммуникативной ситуации в разных видах деятельности, в том числе профессиональной. Анализ структуры профессиональной деятельности юриста позволил выделить в качестве подструктуры коммуникативную функцию, как функцию общения. Одним из важнейших качеств данной деятельности является способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения, которые в значительной мере влияют на эффективность труда юриста. Поэтому от юриста, помимо знания законов, требуется еще и определенные коммуникативные способности: умение устанавливать отношения с людьми, убеждать, учитывая индивидуально-психологические особенности, пробуждать интерес к общению в связи с теми или иными обстоятельствами, имеющими правовое значение. Профессиональная подготовка юристов предполагает сформированность необходимых для их практической деятельности коммуникативных компетенций, так как профессия юриста, по мнению ряда исследователей, входит в число профессий с «повышенной речевой ответственностью». Анализ структуры профессиональной деятельности юриста показывает, что в ней не учитываются современные требования к профессиональной подготовке, которые выражаются в знании иностранного языка как средства установления коммуникации в профессиональной деятельности. Поэтому не случайно в рамках обсуждения закона «О полиции» в качестве одного из требований к профессиональной компетентности полицейского выдвигается владение иноязычной коммуникативной компетенцией. Значимость данного положения отмечена во многих правительственных документах, определяющих развитие системы образования на ближайшую перспективу, в том числе в требованиях Федерального Государственного стандарта ВПО 3-го поколения по направлению подготовки специалистов в области юриспруденции. И действительно, в условиях осуществления международной мобильности и интеграции России в мировое образовательное и информационное пространство актуализируется необходимость поиска новых путей становления и развития языковой личности выпускников вуза, способной свободно ориентироваться в поликультурном образовательном пространстве, осуществлять профессионально ориентированное взаимодействие со специалистами других стран. В этой связи особенно необходимо расширение коммуникативного диапазона будущего юриста в процессе взаимодействия с представителями других профессиональных сообществ и культур и повышения качества
Во введении - Интерактивное обучение как средство формировАния иноязычной коммуникативной компетентности будущих юристов
Комментариев нет:
Отправить комментарий